Главная страница Сайт награждён Отметиной им. отца русского футуризма Д.Д.Бурлюка Авангардоведческая библиография Тексты авангардистов Стихи авангардистов, воспоминания Смесь. Информация

Авторы сайта

Ссылки на ресурсы, посвящённые авангарду Поиск по сайту Подписка на информацию об обновлениях на "Поэзии авангарда" Контакт

 

Исследования о Велимире Хлебникове

Другие исследования об авангарде

 

Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)

Т.Б. Бонч-Осмоловская

Математико-лингвистические формулы Велимира Хлебникова и Раймона Кено

Для Велимира Хлебникова математические вычисления стали новой литературной формой. Поэт видел в математических понятиях (плоскостях, кругах, углах падения) основы языка. Спустя пятьдесят лет Раймон Кено также соединяет математические и литературные законы. Однако стиль Кено – это стиль скорее исследователя и даже систематизатора, чем пророка. То, что для Хлебникова было откровением, первым опытом понимания взаимосвязи, постигнутым смутным, неясным для самого творца способом, для Кено – уже остроумное и изящное построение синтеза поэзии и математики. Наибольший интерес как математическо-лингвистическая находка Кено представляет собой работа "Основания литературы после Давида Гильберта", которая может быть прочтена и как изящная шутка, и как итог деятельности автора. Кено, как и Хлебников, пользуясь определённым аналитическим и вычислительным аппаратом, создает новый литературный материал; однако для Кено, в отличие от Хлебникова, материал этот уже систематизирован и отрефлексирован. Математика, по Кено, является не более чем методом, игрой ума, как бридж или шахматы, а в центре её, в центре осмысления мира, находится Поэт, знающий законы науки и осознанно пользующийся ими в своём творчестве, как это пытался делать в начале ХХ века Велимир Хлебников.

© Т.Б. Бонч-Осмоловская

 

Другие исследования об авангарде

Hosted by uCoz