Главная страница Сайт награждён Отметиной им. отца русского футуризма Д.Д.Бурлюка Авангардоведческая библиография Тексты авангардистов Стихи авангардистов, воспоминания Смесь. Информация

Авторы сайта

Ссылки на ресурсы, посвящённые авангарду Поиск по сайту Подписка на информацию об обновлениях на "Поэзии авангарда" Контакт

 

Исследования о Велимире Хлебникове

Другие исследования об авангарде

 

Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)

Б. Шифрин

Эвристика примечаний: четвёртый "вид на / способ видения" в поэтике Хлебникова

Способ видения как герменевтическая установка вызывается к жизни самим произведением; он не грань вещи, но и не точка зрения, а тип смыслового ожидания, дающий встрече с вещью некий регистр для её смысловосприятия: в итоге возникает "вид на", перспектива, "горизонт". О "видах на" приходится говорить потому, что это та мера охвата целого, которую можно артикулированно засвидетельствовать, тогда попытка охвата всей целостности остается в сфере образа и избегает пересказа. Гнозису поэтики Хлебникова можно, как городу, приписать три перспективы: горизонт метода, горизонт концепта, горизонт знака.
Имеется и вид номер 0. Под нулевым номером в работе фигурирует полагание плоскости: не способ видения, но онтологическая установка видения, вырабатываемая в ответ на соответствующую установку произведения, подобно тому, как человек настраивает оптику глаза на разные расстояния в зависимости от положения объекта на близком, среднем и дальнем плане. В схематическом описании эта установка предстаёт как проекция. Рефлексия плана, площадки, площади, плоскости характерна для Хлебникова (как и для всего авангарда, воспринявшего уроки кубизма). При этом плоскость не только есть открытая возможность для места, времени, события/текста: плоскость понимается динамически, что явственно обнаруживается в именовании её Парусом. Если говорить о плоскости как таковой, то наиболее принципиальным вопросом оказывается модально-темпоральный смысл плоскости, в частности, смысл её как предпосланной (обещающей послание, тоже, возможно, лишь предвещающее нечто). Белые места становятся паузами, смысловую окрашенность которых художник модернизма остро ощущал (для Хлебникова был актуален опыт Скрябина). Площадка сцены проявляет себя как источник темпорализации знака – эффекта, резко отличающего семиотику хлебниковского (и архаического, и будетлянского) склада от семиотики соссюровской.
Указанные перспективы в нашем изложении фигурируют как вводные.
Четвертый "вид на" – горизонт праксиса; в данной работе он раскрывается как жанр и деятельность примечания. Примечать; делать пометы; вступление к "Онегину" завершается словами "сердца горестных замет". В центре предлагаемого рассмотрения находится "мотив ногтей и когтей" (с его оттенком приметы), который русские художники-модернисты слышали в его пушкинском звучании: "Здесь прошёлся загадки таинственный ноготь" (Б. Пастернак). С этим мотивом мы встречаемся в его прямой сопряжённости с образом Досок судьбы в "Зангези" (Плоскость IV).
Цель изложения – дать не перечень "видов на", но некую мелодию видов (как бывает при прогулке), так что постепенно, не головокружительно, возникает ощущение наполненности и увиденное успокаивается в некоторых очерченных пределах.

© Б. Шифрин

 

Другие исследования об авангарде

Hosted by uCoz