Главная страница Сайт награждён Отметиной им. отца русского футуризма Д.Д.Бурлюка Авангардоведческая библиография Тексты авангардистов Стихи авангардистов, воспоминания Смесь. Информация

Авторы сайта

Ссылки на ресурсы, посвящённые авангарду Поиск по сайту Подписка на информацию об обновлениях на "Поэзии авангарда" Контакт

 

Исследования о Велимире Хлебникове

Другие исследования об авангарде

 

Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)

Т.В. Цивьян

Хлебников в "Разговорах" Липавского

Я не могу читать Хлебникова без того,
чтобы сердце не сжималось от грусти.
(Липавский 2005, 325)

Тема сообщения – анализ "Монолога о Хлебникове" из "Разговоров" Липавского. Выбирается ракурс, условно называемый "Хлебников и чинари": с известным "Хлебников и обэриуты" это соотносится как метаописание текста с самим текстом. Иными словами, различается влияние ("следы") Хлебникова в поэтике обэриутов, установленное на уровне интертекста, т.е. и з в н е (исследователями), и то, как они сами (в качестве чинарей) оценивали Хлебникова на уровне автометаописания, т.е. и з н у т р и. "Монолог" построен как своего рода палинодия и состоит из почти панегирической и при этом более чем проницательной и всеобъемлющей характеристики и высочайшей оценки сделанного Хлебниковым в масштабе "вселенной и человечества" (В.П. Григорьев) и решительного опровержения этой же оценки. Хлебниковгениальный поэт, реформатор человечества, открыватель нашей эры, подобный Винчи для предыдущей; первый, увидевший стиль мудрости для вновь открывшихся вещей; первый, правильно ощутивший время как струну, несущую ритм колебаний и почувствовавший геометрический смысл слов / Хлебников смешной и жалкий путаник, делавший грубые и глупые ошибки и подтасовки, с навсегда оставшимся отпечатком провинциализма и мудрствования самоучки; сбившийся с пути и попавший в тупик автор неудачных стихов и, более того, полный неудачник во всём, так и не понявший, что он открыл. Почему этот перепад? – Другие упоминания Хлебникова в контексте "Разговоров" позволяют говорить о сложности отношения к нему в сборище друзей, оставленных судьбою, и, может быть, об особой болезненности этого отношения у Липавского. Это представляется важным не столько для психологического анализа, сколько в контексте автометаописания чинарей в зеркале их видения Хлебникова; нам особенно важно и отражение Хлебникова в этом зеркале.

© Т.В. Цивьян

 

Другие исследования об авангарде

Hosted by uCoz