Малороссиянка Милица 13 лет
“Хочу умереть
И в русскую землю
Зароют меня!
Французский не буду
Учить никогда!
В немецкую книгу
Не буду смотреть
Скорее, скорее
Хочу умереть!”
И в темной могилке,
Как в теплой кроватке,
Я буду лежать,
А смерть надо мною все будет летать,
Порхая, кружась.
Но страх я забуду,
Как только скажу
Слова роковые,
Опять повторю:
“И в русскую землю
Зароют меня.
Французский не буду
Учить никогда.
В немецкую книгу
Не буду смотреть.
Скорее, скорее
Хочу умереть”.Источник: Садок судей II. [Пб.]: [Журавль], [1913]. С. 106
Как пишет
В. Марков, “Хлебников буквально заставил издателей включить эти стихи в
книгу, изъяв для этого одно из своих стихотворений” (Марков В. История русского
футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 52). Хотя автора этого стихотворения (если
автор – действительно “малороссиянка Милица”) нельзя причислить к футуристам,
тем не менее этот текст, опубликованный в сборнике “Садок судей II”, показателен
для программы российского футуризма. Известен и неслучаен интерес А. Кручёных
к детскому творчеству как наиболее непосредственному и интерес многих русских
футуристов (и вообще авангардистов) к примитивному искусству: “Русских поэтов-футуристов
в примитивистских произведениях привлекали три главных момента. Первый – детское
сознание… Гуро, как и Каменский, призывала к сохранению и защите детского во
взрослом человеке. В период “Гилеи” Хлебников использовал детскость как творческий
метод, а позднее пытался писать стихотворения на основе детской лексики. И Хлебников
и Крученых увлекались поэзией и прозой, написанной детьми, и публиковали их
образцы. Каменский собирал детские рисунки” (Марков В. Указ. соч. С. 36).
Вместе с тем этот текст по-своему отражает и основные тематические и идеологические
тенденции футуризма:
– карнавальное переосмысление мотива смерти (“в темной могилке, Как в теплой
кроватке”);
– тема свободы от “цивилизации”;
– упоминание иностранных языков также, возможно, неслучайно и может быть вписано
в общий для многих футуристов смысловой ряд;
– наконец, включение такого демонстративно “малохудожественного” и “несерьёзного”
стихотворения в поэтический сборник, конечно, было призвано эпатировать читателя.