Главная страница

Исследования об авангарде

Голоса авангардистов, воспоминания

Авангардоведческая библиография

Ссылки на ресурсы, посвящённые авангарду

Смесь. Информация

Сайт награждён Отметиной им. отца русского футуризма Д.Д.Бурлюка

Авторы сайта

Авторы сайта

Подписка на информацию об обновлениях на "Поэзии авангарда"

Контакт

 

Тексты

 

 

Алексей Елисеевич Кручёных (1886-1968)

Песня шамана

Н.Гончарова. Каменная баба. Мертвая натура. 1908
Котеро
Перо
Бясо
Муро
Коро
Поро
Ндоро
Ро

Источник: Молоко кобылиц: Рисунки. Стихи. Проза. М.: “Лит. К°” футуристов “Гилея”, 1914. С. 74.

 

Это стихотворение обнаруживает сходство с детской игровой присказкой, приводимой В. Шкловским в статье “О поэзии и заумном языке” (хотя статья была опубликована только в 1916 г., первые наброски к ней датируются 1913 годом):

Перо

Неро
Уго
Теро
Пято
Сото
Иво
Дуб
Крест

(Шкловский В. О поэзии и заумном языке // Шкловский В. Гамбургский счёт: Статьи – воспоминания – эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990. С. 52)

Обращает на себя внимание название стихотворения. Очевидно, что такое название в сочетании с демонстративной бессмысленностью текста эпатировало читателя. Но в этом названии содержится и указание на истоки заумной поэзии. – Ср. в “Декларации заумного слова”:

“Заумь – первоначальная (исторически и индивидуально) форма поэзии... К заумному языку прибегают... когда теряют рассудок... когда не нуждаются в нём – религиозный экстаз...
...Основные формы словотворчества:
I. Заумное – а) песенная, заговорная и наговорная магия...” (Кручёных А. Декларация заумного слова // Кручёных А. Кукиш прошлякам: Фактура слова. Сдвигология русского стиха. Апокалипсис в русской литературе / Сост. С. Кудрявцев; Вступ. ст. Г. Н. Айги; Прим. А. Т. Никитаев. М.; Таллинн: Гилея, 1992. С. 45, 46).

Ср. также воспоминание А.Молдавского о том, как Кручёных читал свои стихи в 1962 г.:

Подлинный сеанс шаманства. Передо мной был самый настоящий колдун, вертевшийся, покачивавшийся в такт ритму, притопывающий, завораживающе выпевавший согласные, в том числе и шипящие < …> Какое-то синтетическое искусство, раздвигающее рамки привычной словесности!” (Молдавский Д. Алексей Кручёных // Алексей Кручёных в свидетельствах современников / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. С. Сухопарова. München: Otto Sagner, 1994. S. 162).

Возможно, параллели между футуристической заумью и формами (архаической) религии, в которых практикуется религиозный экстаз, имеют типологический характер.

Hosted by uCoz