Исследования о Велимире Хлебникове
Другие
исследования об авангарде
Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)
А.Н. Черняков
Заумь: "язык" или "речь"? (Хлебников, Кручёных и другие)
Лингвосемиотика
Ф. де Соссюра применительно к авангардизму – своего рода отвергнутый потенциал
(на фоне активной концептуализации авангардизма в категориях логической семиотики
Пирса – Морриса), хотя именно она обнаруживает морфологическую смежность с авангардизмом,
особенно с учётом радикального "лингвоцентризма" последнего. Вероятность
непосредственного знакомства русских авангардистов с идеями де Соссюра, по-видимому,
близка к нулю. Это обстоятельство весьма примечательно с учётом того, что авангардизм
(прежде всего ранний) нередко обнаруживает интуитивное "восхождение к Соссюру",
примером чего может служить "классическая" теория зауми (Кручёных,
Хлебников, Туфанов, Терентьев).
Две линии в теории зауми: "линия Хлебникова" (Хлебников и Туфанов)
и "линия Кручёных" (Кручёных и частично Терентьев). В.Ф. Марков: "сравнивая
две теории зауми – Хлебникова и Кручёных – поневоле думаешь об аполлоническом
и дионисийском, или о классицизме и романтизме". Аналогии, предложенные
Марковым, исключительно наглядно позволяют представить самоё сущность оппозиции
"Хлебников / Кручёных" как противопоставление "системности /
внесистемности" – "регламентированности / нерегламентированности"
– "статичности / динамичности", что в основных чертах соответствует
соссюровским принципам концептуализации языка и речи. Разработка теории зауми
у Хлебникова и Кручёных может быть описана через оппозиции ментальное / акциональное,
установление / реализация, социальное / индивидуальное, системное / несистемное,
узус / отклонение, ergon/ energeia.
Теории заумного языка Хлебникова и Кручёных следует рассматривать не как противопоставленные друг другу, а как взаимодополняющие – именно в силу того, что в них постулируются не разные, а противоположные свойства зауми. При этом "линию Хлебникова" вполне можно представить как "теорию языка", а "линию Кручёных" – как "теорию речи", усматривая в их единстве аналогию соссюровской дихотомии, в рамках которой осмысление лингвистического феномена осуществляется как противопоставление его идеального (языка) и материального (речи) аспектов. Кстати, такой взгляд позволяет понять, почему в художественной практике Хлебникова (и Туфанова) случаи "чистой" зауми спорадичны, а у Кручёных (и Терентьева) – регулярны: для Хлебникова важно скорее создать и кодифицировать "язык", нежели "говорить" на нём, тогда как для Кручёных самоцелью является именно заумный "речевой акт".
© А.Н. Черняков