Исследования о Велимире Хлебникове
Другие
исследования об авангарде
Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)
Т.Б. Бонч-Осмоловская
Математико-лингвистические формулы Велимира Хлебникова и Раймона Кено
Для Велимира Хлебникова математические вычисления стали новой литературной формой. Поэт видел в математических понятиях (плоскостях, кругах, углах падения) основы языка. Спустя пятьдесят лет Раймон Кено также соединяет математические и литературные законы. Однако стиль Кено – это стиль скорее исследователя и даже систематизатора, чем пророка. То, что для Хлебникова было откровением, первым опытом понимания взаимосвязи, постигнутым смутным, неясным для самого творца способом, для Кено – уже остроумное и изящное построение синтеза поэзии и математики. Наибольший интерес как математическо-лингвистическая находка Кено представляет собой работа "Основания литературы после Давида Гильберта", которая может быть прочтена и как изящная шутка, и как итог деятельности автора. Кено, как и Хлебников, пользуясь определённым аналитическим и вычислительным аппаратом, создает новый литературный материал; однако для Кено, в отличие от Хлебникова, материал этот уже систематизирован и отрефлексирован. Математика, по Кено, является не более чем методом, игрой ума, как бридж или шахматы, а в центре её, в центре осмысления мира, находится Поэт, знающий законы науки и осознанно пользующийся ими в своём творчестве, как это пытался делать в начале ХХ века Велимир Хлебников.
© Т.Б. Бонч-Осмоловская