Главная страница Сайт награждён Отметиной им. отца русского футуризма Д.Д.Бурлюка Авангардоведческая библиография Тексты авангардистов Стихи авангардистов, воспоминания Смесь. Информация

Авторы сайта

Ссылки на ресурсы, посвящённые авангарду Поиск по сайту Подписка на информацию об обновлениях на "Поэзии авангарда" Контакт

 

Исследования о Велимире Хлебникове

Другие исследования об авангарде

 

Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)

Д. Иоффе

Велимир Хлебников и эзотерический дискурс.
Русский жизнетворческий модернизм, проблема иератического письма
и язык "балабайлан". К постановке вопроса

Знакомый Хлебникова, мемуарист Петровский писал в 1923-м году ("Воспоминания о Велимире Хлебникове" // ЛЕФ, № 1, стр. 169): "В 20-м году летом попал я случайно в Харьков. Нашел Петникова и от него узнал, что Хлебников тут, но видеть его не интересно. Пошёл я и всё-таки разыскал его. ... Хлебников был в одном нижнем белье из грубого крестьянского холста, без шапки. Грязный, загорелый, обросший и взлохмаченный он видом походил на юродивого. … Держался он в этом костюме свободно, очевидно долгие месяцы ходил в этих отребьях и привык к ним.…Хлебников собирался в Персию. Мы расстались, сказав друг другу: "непременно встретимся на круглом шаре"... и больше не встретились..."
Наша небольшая работа занята некоторыми аспектами сходства способов письма Велимира Хлебникова с иератическим письмом Древнего Египта (известна важность темы Египта в творчестве поэта). Иератическое – т.е. "жреческое", "курсивное" – письмо может представлять некоторые интересные параллели с прозаическими текстами поэта (например, "Скуфья Скифа" (ок. 1917) или более ранние тексты – "И всенея ховун вылетел в трубу..." (Садок Судей II, 1913), "И язык – звукомые числа", "Песнь Мирязя" ("Пощёчина общественному вкусу" (1913). Мы попытаемся отметить семантику употребления термина "жрец" у Хлебникова в этих текстах, а также в некоторых других, связанных с топикой Древнего Египта. Иератическое письмо – это духовидческие, религиозные, эзотерические (но иногда и более обыденные) тексты, по приемущественно пишущиеся жреческим, священническим сословием. Известно, что в дальнейших этапах своей деятельности Велимир, идентифицируясь со своим лирическим героем, именовал себя "Священник цветов" ("Гюль-мулла") и был в качестве такового, в плоти и крови, "по ту сторону текста", адекватно воспринят простыми жителями провинции Персидского Гюлистана. Так тема древнеегипетского жреческого иератического эзотеризма приходит к топике исламского мистицизма, в частности к суфизму и дервишизму.
В контексте "мистической простоты", "юродивости" поведения мы можем привлечь некоего Кайгусуза Абдала (Kaygusuz Abdal) – уникального последователя ордена Бекташийа, жившего, по-видимому, в 15-м веке в Османской Империи (пытавшегося, в частности, основать отделение своего ордена в Каире). Как считает известная исследовательница суфизма Аннемари Шиммель, Кайгусуз мог быть одним из так называемых "абдалан-и-Рум" – дервишей, которые странствовали по Османской Империи, перевязанные звериными шкурами и с серебряной серьгой в ухе. Одним из примечательных "исторических" дервишей подобного типа был знаменитый Барак Баба, живший, если верны наши данные, в 16-м веке, который, согласно баснословным преданиям, ходил, юродиво завывая как медведь и приплясывая при этом как обезьяна. Адепты абдалан-и-Рум были известны также тем, что немало употребляли опиум. В контексте Хлебникова-дервиша, насколько мы знаем (см. Велимирово персидское курение "терьяка", а также его текст "Курильщик ширы", где "шира" или "шире" – это опиумная смесь), подобная деталь отнюдь не лишена идентификационной ценности. Сюда можно также добавить и мистическую поэзию Баба Тахир (B-ab-a T-ahir). Наш краткий компаративный разговор о Хлебникове будет проходит в контексте именно этих материй.

© Д. Иоффе

 

Другие исследования об авангарде

Hosted by uCoz