Исследования о Велимире Хлебникове
Другие
исследования об авангарде
Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)
Д. Иоффе
Велимир Хлебников
и эзотерический дискурс.
Русский жизнетворческий модернизм, проблема иератического письма
и язык "балабайлан". К постановке вопроса
Знакомый Хлебникова,
мемуарист Петровский писал в 1923-м году ("Воспоминания о Велимире Хлебникове"
// ЛЕФ, № 1, стр. 169): "В 20-м году летом попал я случайно в
Харьков. Нашел Петникова и от него узнал, что Хлебников тут, но видеть его не
интересно. Пошёл я и всё-таки разыскал его. ... Хлебников был в одном нижнем
белье из грубого крестьянского холста, без шапки. Грязный, загорелый,
обросший и взлохмаченный он видом походил на юродивого. … Держался он
в этом костюме свободно, очевидно долгие месяцы ходил в этих отребьях и привык
к ним.…Хлебников собирался в Персию. Мы расстались, сказав друг другу: "непременно
встретимся на круглом шаре"... и больше не встретились..."
Наша небольшая работа занята некоторыми аспектами сходства способов письма Велимира
Хлебникова с иератическим письмом Древнего Египта (известна важность темы Египта
в творчестве поэта). Иератическое – т.е. "жреческое", "курсивное"
– письмо может представлять некоторые интересные параллели с прозаическими текстами
поэта (например, "Скуфья Скифа" (ок. 1917) или более ранние тексты
– "И всенея ховун вылетел в трубу..." (Садок Судей II, 1913), "И
язык – звукомые числа", "Песнь Мирязя" ("Пощёчина общественному
вкусу" (1913). Мы попытаемся отметить семантику употребления термина "жрец"
у Хлебникова в этих текстах, а также в некоторых других, связанных с топикой
Древнего Египта. Иератическое письмо – это духовидческие, религиозные, эзотерические
(но иногда и более обыденные) тексты, по приемущественно пишущиеся жреческим,
священническим сословием. Известно, что в дальнейших этапах своей деятельности
Велимир, идентифицируясь со своим лирическим героем, именовал себя "Священник
цветов" ("Гюль-мулла") и был в качестве такового, в плоти и крови,
"по ту сторону текста", адекватно воспринят простыми жителями провинции
Персидского Гюлистана. Так тема древнеегипетского жреческого иератического эзотеризма
приходит к топике исламского мистицизма, в частности к суфизму и дервишизму.
В контексте "мистической простоты", "юродивости" поведения
мы можем привлечь некоего Кайгусуза Абдала (Kaygusuz Abdal) – уникального последователя
ордена Бекташийа, жившего, по-видимому, в 15-м веке в Османской Империи (пытавшегося,
в частности, основать отделение своего ордена в Каире). Как считает известная
исследовательница суфизма Аннемари Шиммель, Кайгусуз мог быть одним из так называемых
"абдалан-и-Рум" – дервишей, которые странствовали по Османской Империи,
перевязанные звериными шкурами и с серебряной серьгой в ухе. Одним из примечательных
"исторических" дервишей подобного типа был знаменитый Барак Баба,
живший, если верны наши данные, в 16-м веке, который, согласно баснословным
преданиям, ходил, юродиво завывая как медведь и приплясывая при этом как обезьяна.
Адепты абдалан-и-Рум были известны также тем, что немало употребляли опиум.
В контексте Хлебникова-дервиша, насколько мы знаем (см. Велимирово персидское
курение "терьяка", а также его текст "Курильщик ширы", где
"шира" или "шире" – это опиумная смесь), подобная деталь
отнюдь не лишена идентификационной ценности. Сюда можно также добавить и мистическую
поэзию Баба Тахир (B-ab-a T-ahir). Наш краткий компаративный разговор о Хлебникове
будет проходит в контексте именно этих материй.
© Д. Иоффе