Исследования о Велимире Хлебникове
Другие
исследования об авангарде
Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)
Г.С. Прохоров
"Доски судьбы" Велимира Хлебникова как междискурсивное образование
В докладе планируется рассмотреть
"Доски судьбы" как пограничное явление, находящееся в промежутке между
художественным и публицистическим дискурсами. С публицистическим его роднят
как я-повествование, так и логическая организация (от частного к общему), характерные
для любого научного текста. Кажется порой, будто автор сформулировал гипотезу
– логика событий мира подчиняется степенным функциям с основанием в 2 и 3 –
и в тексте ведет ее проверку, рассматривая хронологическое соотношение различных
событий.
Между тем мы полагаем, что такое восприятие было бы чрезмерным упрощением структуры
произведения. Публицистичность в нём, скорее всего, – лишь художественный прием.
Основой художественности оказывается необходимость достижения субъектом речи
позиции вненаходимости: чтобы оценить последовательность, ему надо быть вне
мира, где такая последовательность действует. Подобное стремление к вненаходимости,
согласно концепции М.М. Бахтина (см. работу "Автор и герой в эстетической
деятельности"), и есть структурообразующий, дискурсивный признак художественного
произведения.
В этом случае изменяется смысловое целое произведения. Это уже не проверка авторской
гипотезы, а изображение мира, в котором познающее сознание пытается "догнать
и опередить" ход "естественных событий". Причем познающее сознание
изображается в ситуации явного кризиса: понимание логики не ведет к возможности
воздействия на ситуации. С этой двойственностью связано распадение говорящего
на две фигуры: образ автора (говорящего о "невиданном" значении открытия)
и героя, вертящегося в хаотической, непрерывной череде ситуаций. Подобная антиномичность,
свойственная познающему, – опять-таки жанровая черта, типологически характерная
для такой художественной формы, как прозаическая книга.
Следовательно, "Доски судьбы" Вел. Хлебникова выстроены в "квазипублицистическом"
духе, а дискурсивная пограничность служит художественным приемом, вводящим произведение
в русло одной из литературных традиций (прозаических книг).
© Г.С. Прохоров