Исследования о Велимире Хлебникове
Другие
исследования об авангарде
Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)
И.В. Чеников
Хлебников и современная циклистика
Важнейшая функция современной
науки – прогнозирование наименее опасных путей в будущее – может быть реализована
только с привлечением достижений одного из древнейших междисциплинарных познавательных
направлений, которое изучает периодические явления в природе и обществе и с
середины прошлого века называется циклистикой.
Самые общие и важные знания о мире – о единстве Мироздания и его ритмических
основах – сформировались очень давно и первоначально были архаически синкретичны.
По мере развития знаковых систем в соответствии с уровнем понятийного аппарата
эпохи менялся способ представления знаний.
Циклическую схему эволюции и функционирования природных и социальных систем
обосновывали в своих трудах многие ученые. Но при всем при этом практически
не обращалось внимания на "периодизм научных теорий" (термин известного
психоневролога Я.А. Анфимова). В настоящее время эволюцией парадигмальных оснований
науки занимается известный философ А.Г. Дугин. Без особого труда во многих случаях,
даже в самых новых формулировках, можно разглядеть давно известное. Практически
каждый, кто вносил заметный творческий вклад в развитие языка, так или иначе
оказывался сопричастным и к эволюции фундаментальных представлений о мире.
Естественно, что уже давно многочисленные толкователи творчества Велимира Хлебникова
приписывают ему немало открытий не только в поэзии, но и в естествознании. Важнейшим
достижением поэта в этой области считаются "законы времени", в основе
которых – представления о цикличности природных и общественных процессов.
Б.М. Владимирский считает, что Хлебников первым обнаружил цикл в 365+48
лет и уточняет его, используя данные А.Т. Фоменко, до значений 355+13
лет [1]. Вместе с тем хорошо известно, что майя, столь же, как и Хлебников,
одержимые временем и повторяющимися циклами, пользовались древним календарем,
в котором единицами летоисчисления были 13 и 20 дней, а одним из важнейших периодов
– бактун (около 400 лет). Они представляли время как серию бесконечных циклов,
вложенных друг в друга, и благодаря этому любой промежуток времени выражали
несколькими циклами. Все это полностью отвечает современным представлениям о
системности и фрактальности всего сущего. Показательна очень высокая степень
соответствия календарных циклов майя современным моделям систем природных ритмов
[2].
Литература
1. Владимирский Б.М. "Числа"
в творчестве Хлебникова: Проблема автоколебательных циклов в социальных системах
// Мир Велимира Хлебникова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 723-732.
2. Чеников И.В. Звуки речи в системе природных ритмов // Вестник МГОУ, № 1 (22).
М., 2006. С. 58-64.
© И.В. Чеников