Исследования о Велимире Хлебникове
Другие
исследования об авангарде
Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)
Л.Г. Панова
Всматриваясь в числа: Хлебников и нумерология Серебряного века
Одно из отличительных свойств
"Досок судьбы" и вообще всего наследия Хлебникова – нумерология. Представляется,
что ее было бы правильно рассматривать не только на фоне науки, истории, хлебниковских
мифов или его пророческого ореола, но и в контексте русской литературы.
Из русских писателей нумерологию как еще один источник письма открыли символисты
– Брюсов, ранним стихотворением "Числа" и поздним эссе "Учители
учителей", и Бальмонт, стихотворением под тем же заглавием и эссе "Край
Озириса". Все это позволяет говорить о том, что Хлебников усвоил готовые
литературные формы для оригинальных нумерологических изысканий. Кстати, его
стихотворный опыт имеет традиционное заглавие: "Числа" ("Я всматриваюсь
в вас, о, числа..."). Заимствовал Хлебников и занимавшую символистов проблему
– как числа правят миром (собственно, такова тема эссе "Доски судьбы").
Но при этом его нумерологическая перспектива не оккультная, но историческая,
любимые числа – не простые (1, 3, 4, 7, 8), а сложные (317), и, кроме того,
он пользуется математическими операциями над числами – в частности, уравнениями.
Так образом, всматриваясь в числа, символисты и Хлебников приходят к разным
результатам. Отмечу еще, что из символистского репертуара заимствуется и жизнетворческая
позиция Хлебникова – открывателя и пророка невидимых человечеству рычагов всего
происходящего.
Преемником Хлебникова, в том числе по нумерологической линии, стал Даниил Хармс.
Стремясь переоригинальничать своего учителя, он изобрел цисфинитные числа –
числа в пределах нуля. Оставил Хармс и целый ряд нумерологических стихотворений
типа "Удивительный случай случился со мной: я вдруг позабыл, что идёт раньше
7 или 8?.."
© Л.Г. Панова