Исследования о Велимире Хлебникове
Другие
исследования об авангарде
Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)
Т.В. Цвигун
Метафора и метонимия Романа Якобсона как метатропы русского авангардизма
"Другая"
риторика Романа Якобсона. Обращение лингвиста Якобсона к кругу проблем поэтики
постоянно сопровождается "риторическим сюжетом". Почти не употребляя
в работах понятие "риторика" (лишь в самых редких случаях – как "классическая
риторика"), Якобсон риторичен едва ли не в каждом своем анализе художественного
текста, неизбежно сводя последний к тропу или фигуре. Дихотомия метафора
/ метонимия применительно к якобсоновскому "риторическому сюжету"
выступает как своего рода рамка: в той или иной степени, прямо или косвенно
множественность риторических тем у Якобсона разворачивается в пространстве между
метафорой и метонимией. Якобсон риторичен не столько в новой (по сравнению с
классическими таксономиями) концептуализации этих понятий, сколько в постоянно
наблюдающемся стремлении "динамизировать" эти категории, обнажить
их терминологическую поливалентность. Якобсоновский вариант "расширительной
риторики" состоит в том, что метафора и метонимия кодифицируются в риторическом
инструментарии как: а) тропы; б) тропы и фигуры одновременно; не тропы и не
фигуры, а: в) модели поэтики; г) модели дискурса; д) модели мира – или,
иными словами, как риторические модели, или метатропы.
"Мет(афор)онимия": к риторической типологии авангардизма. Биполярность
авангардистского риторического проекта отражается в его колебаниях между "двумя
полюсами языка" (Якобсон), двумя риторическими моделями (метатропами) –
метафорической и метонимической. Подобные колебания имеют в случае авангардизма
эволюционно-типологический характер: риторика раннего авангардизма (футуризм
и постфутуризм) метонимически ориентированна, позднеавангардистская риторика
(ОБЭРИУ) реализует по преимуществу "принцип метафоры" (Заболоцкий).
Метонимические и метафорические стратегии подчиняют себе "тело текста"
в целом, влияя на его коммуникативную структуру (сдвиги в кодировании / декодировании),
текстогенез (риторика начала / конца текста), семиозис (тиражирование знаков
/ референтов).
Выпадение из контекста: Хлебников. В контексте русского литературного
авангардизма риторика Хлебникова "а(нти)эволюционна" и "а(нти)типологична".
У Хлебникова "метафора-модель" и "метонимия-модель" суть
не "полюса", а, скорее, "плоскости" языка: они не противопоставлены
и не вытесняют друг друга (как в случае типологической эволюции самого авангардизма),
но способны к диффузии – взаимопроникновению, взаимоналожению и др. Хлебниковский
дискурс в этом смысле – риторическая "сумма" русского авангардизма.
© Т.В. Цвигун