Исследования о Велимире Хлебникове
Другие
исследования об авангарде
Конференция «"Доски судьбы" и вокруг: эвристика и эстетика» (тезисы докладов)
В.П. Григорьев
О внешних и внутренних контекстах "Досок судьбы"
1. Связь "Слово
и контекст" метабиотически соотносит соссюровскую эпоху с нашими днями.
Концепты "Контекст" сопоставимы на протяжении века, но существенно
различны в модели языковых функций у Якобсона, экспериментах со "словотворческой
эстетикой" у Хлебникова и в его позднейшем представлении "принципа
единой левизны" (новизны). Роль последнего для ДС, велимироведения и филологии
фундаментальна.
2. Обсуждение в последнее десятилетие проблемы "Философия и филология"
пока не вызвало у философов реального интереса к поэту-мыслителю Хлебникову.
Его фигуру и его "когнитив" все еще заслоняют эстетически Платонов,
Хармс или Введенский, что же касается "эвристического", то, кроме
них, также достиги множества видных фигур.
3. Особое место "нефилологического подхода" к ДС в этапной
работе В.В. Бабкова (2000) – важнейшем событии, но и с элементами некоторого
противособытия.
4. "Наводчиками" на идеи ДС реально выступали десятки мыслителей от
Пифагора до Лейбница, Гете, Ницше, о. Павла Флоренского и др. В зажженный собственным
кресалом и огнивом "костер мысли" Хлебникова многие внесли
"охапки хвороста", горел же он своим, а не чьим-либо еще заемным
огнем. (Ср. "немецкий подлинник и русский список" – оценка Вл. Соловьевым
связей между построениями Г. Рюккерта и Н.Я Данилевского.)
5. Следует различать "внешние" и "внутренние" контексты
ДС как удобные лишь в первичной таксономии феномены. Оценивать же контексты
в конечном счете приходится в их проекции на "духовных вождей" тех
лет, распределении по "эвристике" и эстетике, "по осадам"
и жанрам, завершенности, известности и последействию, статусу и критике, изученности,
а также значимости "дела Велимира" для культурологии, "предопределения
истории", развития гуманитарной парадигмы, ее сближения с естественнонаучной.
6. ДС, "Зангези" и "Синие оковы" составляют некую триаду.
Она расширяется до пентады за счет "Крысы" и "Гроссбуха".
Особое значение архивных материалов к ДС.
7. Примеры "внешних" контекстов: поэма "Торжество земледелия"
Н. Заболоцкого, "Негодование" П. Вяземского (1820), "Военный
переворот" Дм. Быкова (1996); изобилие ("гектада") очень разнообразных
ссылок в Сети; Доска судеб (судьбы) в коранической и иной идиоматике;
перескоки через ДС и "минус-Хлебников" в беллетристике и критике.
8. Предлагаются еще не введенные в научный обиход выписки из фонда 527 в РГАЛИ:
оп.1, ед. хр. 40, 77-80, 82-87, 89 (цитаты относятся не только к "осаде
времени").
9. Вывод об уже неотложной потребности: создании компьютерного указателя-конкорданса
ко всему известному нам сейчас Хлебникову, так как становится невозможной ориентация
в "осадной" совокупности его слов-образов-контекстов.
10. Учтены работы В.В. Аверьянова, Н.С. Автономовой, А.В. Ахутина (1996), Р.
Вроона (1989; 1996), В.И. Кузьмина и Н.А. Галуши (2002), Б. Лённквист (1979),
В.Г. Локтионовой (2006), Р. Соттили (1996), И. Черного (2006), М.Н. Эпштейна
(2006), сб. "Понятие судьбы в контексте разных культур (1994), антология
"Семиотика и авангард" (2006), а также ряд их "законтекстов".
Автор ссылается и на свои публикации (1966; 2000; 2006, в печати).
Благодарю Н.М. Азарову за обсуждение связей Хлебникова с культур-философами
ХХ века и ряд полезных рекомендаций.
© В.П. Григорьев