Главная страница Сайт награждён Отметиной им. отца русского футуризма Д.Д.Бурлюка Авангардоведческая библиография Тексты авангардистов Стихи авангардистов, воспоминания Смесь. Информация

Авторы сайта

Ссылки на ресурсы, посвящённые авангарду Поиск по сайту Подписка на информацию об обновлениях на "Поэзии авангарда" Контакт

 

Общие вопросы авангардоведения

Другие исследования об авангарде

 

Н. С. Сироткин

Терминология

Термин “авангард” возникает во Франции около 1820 года в качестве метафоры, заимствованной из военного словаря; эстетическое значение он приобретает в контексте утопического социализма, у сен-симонистов и фурьеристов, обозначая не ту или иную разновидность искусства, но искусство вообще как деятельность, в которой должен зародиться социальный и духовный прогресс [Шеньо-Жандрон 11], [Fähnders 199], [Дорошевич 24]. В область художественной критики этот термин был перенесён в 1885 году Теодором Дюре в Париже [Турчин 1990 6], однако художники, которых мы сегодня называем “авангардистами”, этим словом почти не пользовались – за немногими исключениями1.

Классификация и анализ тех толкований терминов “авангард” и “авангардизм”, которые предлагаются в исследовательской литературе, могли бы составить тему отдельной большой работы. В 1965 г. в Чехословакии и Великобритании проходили конференции, посвящённые вопросам авангардизма, в частности, дефиниции самого термина, но его общепринятое толкование не принято до сих пор.

В. Фэндерс (Fähnders) и В. Асхольт (Asholt) предлагают термин “авангардистский проект” или “проект авангарда” (Projekt Avantgarde), объединяющий все частные различия множества авангардистских течений [Asholt/Fähnders].

В отечественной традиции термин утвердился относительно поздно: в Большой Советской Энциклопедии 1926 и 1949 гг. статья “авангард” включает лишь военное толкование; не содержат этого понятия Литературная энциклопедия 1930 г. (т. 1, под ред. В. М. Фриче) и первый том Краткой литературной энциклопедии (1962). Статья “авангардизм” появляется только в третьем издании БСЭ (1970 г.) и в дополнительном, девятом томе КЛЭ (1978), где говорится: “Авангардизм (франц. avant-gardisme, от avant-garde – передовой отряд) – условный термин, применяемый для обозначения течений в бурж. иск-ве, радикально порывающих с нормами и критериями, к-рые в глазах большинства потребителей продуктов духовного производства конституируют само понятие “произведение иск-ва” <…> Термин “А.” используется при суммарном рассмотрении течений бурж. иск-ва, претендующих на коренное обновление художественной практики общества” [Дорошевич 24]. Такие же контуры авангардизма отмечаются и в зарубежных исследованиях (ср. [Fähnders 200]).

В советском искусствознании соотнесение понятия “авангардизм” с теми художественными явлениями, с которыми его принято соотносить в научной традиции, оспаривалось. Так, И. Маца писал: “Авангардность предполагает целостность идейную, художественную и эстетическую, общественную и профессиональную прогрессивность”. “Судить о прогрессивности (авангардном характере) того или другого деятеля современного искусства невозможно, не учитывая идейной направленности, идейно-художественного содержания в целом” [Маца 75, 72]. “Авангардность”, таким образом, становится оценочной категорией. Подлинными авангардистами, по мнению И. Маца, следует считать лишь тех художников, которые пришли к коммунистическим идеалам. Об этом же писал, например, В. М. Акимов [Акимов 21]. “Авангардизм, авангардную роль художника, писателя можно определить всегда только конкретно, – считает И. Маца. – Приписывать качества авангардизма отдельным направлениям, группам, художественным школам – как это чаще всего делается – опасно” [Маца 73]. Более конструктивной представляется точка зрения В. В. Кожинова, который пытался определить природу авангардизма, имея в виду “не творчество отдельных крупных художников и теоретиков, но общую тенденцию” [Кожинов 319. Разрядка авторская. – Н. С.].

Особого внимания заслуживает представление о хронологических границах авангардизма. Видный отечественный искусствовед В. С. Турчин начинает историю художественного авангарда от последних десятилетий ХIХ века и доводит её до современности [Турчин 1993 21]. Расширительное толкование термина принято и в англо-американской науке (например, в книге Ч. Рассела (Ch. Russell) “Poets, Prophets, and Revolutionaries. The literary avant-garde from Rimbaud through postmodernism. New York, Oxford, 1985. Курсив мой. – Н. С.). Так понимаемый авангардизм нередко не отделён чёткими границами от модернизма. В работах немецких учёных, таких, как M. Hardt, G. Jager и др., был предложен термин “исторический авангард” (“historische Avantgarde”), под которым объединяются различные художественные движения и “измы”, развивавшиеся в 1910-х – (начале) 1920-х гг. и к модернизму не относимые. Было высказано и мнение, согласно которому “о подлинном авангарде” можно говорить лишь в том случае, если “он совпадает с политической революцией, сопровождает или подготавливает её”. Тогда в это понятие включаются немецкий “активистский” экспрессионизм (1917-1920), русский до- и послереволюционный авангард (1915-1922), чешский поэтизм, венгерский активизм (1917-1919) [Szabolcsi 14].

В русском языке слово “авангард” в отношении к искусству первым употребил, видимо, Александр Бенуа в 1910 г., иронизировавший над творчеством П. Кузнецова, М. Ларионова и Г. Якулова [Вакар 1998 147]. По традиции относительно русского искусства под “авангардом” обычно понимается прежде всего творчество художников – М. Ларионова и Н. Гончаровой, П. Филонова, К. Малевича, В. Татлина и других, а в литературе – главным образом творчество поэтов-футуристов. Родоначальником такого подхода стал Н. И. Харджиев, выпустивший в 1976 г. в Стокгольме книгу “К истории русского авангарда”, в которой были опубликованы автобиография К. Малевича и воспоминания М. Матюшина “Русские кубо-футуристы”. Эта традиция сохраняется и в наше время: вышедший первый том предполагаемого трёхтомника А. В. Крусанова “Русский авангард” посвящён в значительной своей части именно русскому футуризму.

Представление о российском футуризме в целом устоялось, но активная исследовательская и публикаторская работа последних лет открывает всё новые футуристические тексты и имена. Традиционным можно считать выделение четырёх основных футуристических группировок начала 1910-х гг. в России: эгофутуристы, кубофутуристы, “Центрифуга” и “Мезонин поэзии”. Были высказаны разные мнения о значимости этих групп; если одни учёные не проводят разграничения, стремясь обнаружить общие черты движения2, то другие выделяют “кубофутуризм” (а иногда и “эгофутуризм”) как наиболее значительное объединение. В “кубофутуризме”, как представляется, авангардистские тенденции нашли наиболее полное, законченное воплощение; кроме того, эта группа в сравнении с другими объединениями футуристов (эгофутуризм, “Центрифуга”, “Мезонин поэзии”) оказала, несомненно, наибольшее влияние на развитие литературы в России и во всём мире и прошла путь последовательного развития от начала 1910-х до середины 1920-х гг. (ср. [Паперный 259-261])

Термин “футуристы”, указывающий на связь с итальянским футуризмом, закрепился в России в отношении В. Хлебникова, В. Маяковского, В. Каменского, братьев Бурлюков и др. позднее, чем возникла сама группа – первоначально объединённые Д. Бурлюком поэты и художники называли себя “будетлянами”: “Мы и весной тринадцатого года не называли себя футуристами, напротив, – всячески открещивались от юрких молодых людей, приклеивших к себе этот ярлык, – вспоминал Бенедикт Лившиц. – Нам нравился территориальный термин “гилейцы”, не обязывавший нас ни к чему” [Лившиц 412]. Термин “футуризм” в то время понимался значительно более широко, менее определённо, чем теперь: так, “главой футуристов” мог быть назван и М. Ларионов, и даже Наталья Гончарова [Parton 206].

Принадлежность российского футуризма к авангарду не оспаривается3. Немецкий же экспрессионизм стал очень значительным явлением в искусстве Германии (неслучайно возникло выражение “экспрессионистское десятилетие”), охватил большее временнoе пространство и гораздо более широкий круг имён4, нежели футуризм в России, и соотношение понятий “авангардизм” и “экспрессионизм” активно дискутируется; в таком случае речь идёт обычно о двух соприкасающихся, но в целом независимых явлениях5. P. Bürger (Theorie der Avantgarde, 1974) и M. Hardt (Literarische Avantgarden, 1989) не включают экспрессионизм в понятие авангардизма. По мнению Н. В. Пестовой, “в формальном отношении вся лирика экспрессионизма разместилась в пространстве между традиционной структурой и авангардной текстурой” [Пестова 281].

В английском языке термин “экспрессионизм” встречается уже в ХIХ в. [Arnold 9 f.], а во французском – впервые в 1901 г. на выставке “Салона независимых”. В немецком языке это слово впервые зафиксировано в письме П. Шеербарта в 1900; широкое распространение оно получает начиная с 1911 г. как обозначение антиимпрессионистической тенденции в живописи (первоначально – французской). Краткая история понятия до 1914 г., когда оно стало общепринятым, дана в книге “Теория экспрессионизма” [Theorie 3-4].

Сам термин “экспрессионизм” проблематичен – уже потому, что охватывает очень большой круг имён и значительный временнoй отрезок (литературный экспрессионизм условно датируется концом 1910-х – серединой 1920-х гг.). Один из теоретиков этого течения К. Эдшмид (Edschmid) уже в 1918 г. называл экспрессионизм “заглавным словом сомнительной формулировки” [Эдшмид 304]. Посвящённые экспрессионизму работы начинаются, как правило, с указания на проблематичность и условность термина (ср. [Vietta/Kemper 25]). Р. Бринкман (Brinkmann) писал в 1960 г.: “Понятие экспрессионизма, принадлежащее истории поэзии, при перенесении в другие сферы исследования медленно, но верно теряет свою определённость” [Best 8-9]. Ограничение поэтическим экспрессионизмом позволит мне избежать полемики, пусть скрытой, по отношению к существующим трактовкам термина, так как разногласия вызывает в основном творчество того или иного прозаика или драматурга и лишь в редких случаях – поэта (как, например, Э. Мюзама, Mühsam6). Поэты-экспрессионисты в большинстве были организационно связаны с экспрессионистическими кругами (журналами, объединениями) либо признавались “экспрессионистами” уже в 1910-е гг. (как, например, Г. Тракль)

Дадаизм причисляется к авангарду как в отечественной науке [Ваксмахер], [Самарин], так и на Западе [Fähnders 201], хотя определение дадаизма остаётся проблематичным7 (ср. [Berg 34 ff.]).

Что касается самого термина “дадаизм”, то, как установил Р. Майер (Meyer), слово “дада” было известно в Цюрихе ещё до 1914 г. как название косметической серии фирмы “Bergmann & Co” [Berg 56, Anm.17]. Дадаизм сформировался в Цюрихе в 1916 г., затем получил распространение в Берлине (Dada Berlin), в других городах Европы и в Нью-Йорке; к “странам дада” причисляются Голландия, Россия, Италия, Япония8 [Fähnders 191]; это течение просуществовало до начала 1923 г. [Berg 65] Наиболее активным и значительным стал дадаизм в Цюрихе (Х. Балль (Ball), Т. Тцара (Tzara), Р. Хюльзенбек (Huelsenbeck), Э. Хеннингс (Hennings), Х. Арп (Arp), М. Янко (Janco) и др.) и в Берлине (Р. Хюльзенбек , Ф. Юнг (Jung), Р. Хаусман (Hausmann), Й. Баадер (Baader), В. Херцфельде (Herzfelde), Дж. Хартфильд (Heartfield), Г. Гросс (Grosz) и др.) . Прочие “дадаизмы” были, по мнению исследователей, либо непосредственным продолжением тех или иных тенденций берлинского и цюрихского дадаизма, либо развитием отдельных планов, перспектив, намеченных основателями дада [Berg 64].

 

Примечания

1. Некоторые примеры: в 1918 г. во французском кино возникло направление “Авангард” (Л. Деллюк и др.); Тео ван Дусбург (Doesburg) писал в 1921 г.: “Авангард – собирательное наименование всех революционных художественных группировок” [Berg 46. Курсив авторский. – Н. С.]; на Украине в 1926-1929 гг. действовала литературная группа “Авангард”.

2. Например, И. П. Смирнов, рассматривающий в книге “Художественный смысл и эволюция поэтических систем” весь русский футуризм и акмеизм как явления “постсимволизма”. См. также статью В. Н. Альфонсова [Альфонсов].

3. Как “авангардистское художественное течение 10 – нач. 20-х гг. 20 в.” футуризм определяется в Краткой литературной энциклопедии [Сапрыкина и др. 166. Курсив мой. – Н. С.]. Ср. также [Дуганов], [Акимов 11].

4. Пауль Раабе в своём “Index Expressionismus” называет 347 авторов, “причастных к экспрессионизму” [Raabe 4-5]. Общее количество русских футуристов не превышает нескольких десятков, а число известных и в той или иной мере изученных – и одного десятка.

5. Ср., например, [Asholt/Fähnders 15]: “Включение экспрессионизма в понятие “авангардизм” остаётся, конечно, спорным, но экспрессионизм не может быть и исключён из дискурса авангарда”.

6. “Нельзя согласиться с распространённым в критике мнением, причисляющим Эриха Мюзама к рядам левых экспрессионистов, – пишет Н. С. Павлова. – [Творчество Мюзама] представляет… линию конкретной реалистической лирики” [Павлова 1965-2 8].

7. H. van den Berg, отмечая сложности строгой научной дефиниции дадаизма и указывая на то, что высказывания и самоопределения самих дадаистов противятся строгим дефинициям, вместо “дадаизма” предлагает говорить о “проекте дада” (“Projekt Dada”) [Berg 44 u. a.] (ср. “проект авангарда” В. Фэндерса и В. Асхольта).

8. При этом термин “дадаизм” получает расширительное толкование. См., например, книгу “Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре” (1991).

© Н. С. Сироткин, 2000.

 

Другие исследования об авангарде

Hosted by uCoz