Главная страница

Исследования об авангарде

Тексты авангардистов

Авангардоведческая библиография

Стихи авангардистов, воспоминания

Ссылки на ресурсы, посвящённые авангарду

Сайт награждён Отметиной им. отца русского футуризма Д.Д.Бурлюка

Поиск по сайту

Подписка на информацию об обновлениях на "Поэзии авангарда"

Авторы сайта

Контакт

 

Miscellanea

 

Новая книга о Хлебникове

Хенрик Баран. О Хлебникове. Контексты, источники, мифы. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2002.

Первая работа известного американского слависта Хенрика Барана о Велимире Хлебникове появилась почти тридцать лет назад. За это время он опубликовал по-английски и по-русски немало работ, посвященных поэтике Хлебникова, источникам и контекстам его произведений. Часть исследований вошла в книгу профессора Барана ''Поэтика русской литературы начала ХХ века'' (Москва, 1993). И вот новая книга, на сей раз целиком посвященная Хлебникову.

Книгу эту, говоря словами поэта, ''приятно видеть'' и приятно взять в руки. Она прекрасно оформлена талантливым книжным художником Михаилом Гуровым. Четыре портрета Велимира в самом начале книге служат своего рода прелюдией к тексту. Две фотографии и два портрета, выполненные художниками. Лицо реальное и лицо преображенное. Хенрик Баран как раз занимается тем, что находит реальные факты, обстоятельства, языковые, литературные, исторические, художественные объекты, которые преображаются в творчестве Хлебникова.

Стиль Хенрика Барана чужд какой-либо беллетризации, автор предельно строг в изложении материала. И, возможно, именно поэтому его статьи читаются с таким интересом. Сложность текстов Хлебникова общеизвестна. И раскрытие источников, на которые поэт опирался в создании того или иного произведения, призвано не упростить понимание. Напротив, после этого раскрытия, мы приближаемся к сложности, так сакзать, второй ступени. Мы видим этот мощный творческий организм в постоянном становлении, в действии, расширяющем контекст. И здесь важны не только обращения поэта к древним и новым мифам, но и к незначительной на первый взгляд газетной заметке, к открыточной репродукции. Показательна в этом смысле статья ''К истолкованию одного стихотворения'', в которой проводится последовательный анализ одного из самых известных стихотворений – "Усадьба ночью, чингисхань!..''

Баран внимательнейшим образом рассматривает аналитику предшественников и, в чем-то соглашаясь, а в чем-то споря, выстраивает свой анализ, опираясь на широкий контекст хлебниковских творений и источников. По поводу источников исследователь часто высказывает предположения, постоянно подчеркивая, что поиск может быть продолжен. И сам же продолжает в постскриптумах к статьям. В данном случае мне кажется интересным и, более того, красивым, ход рассуждений автора по поводу строки-образа ''Ты ночью, облако, роопсь!'' О том, что императив ''роопсь'' образован от имени фламандского художника Фелисьена Ропса, было, конечно, известно ранее. Баран же воссоздает гипотетическую, но убедительную картину рождения образа у Хлебникова. В частности, он обращает внимание на трактовку творчества Ропса режиссером и критиком Н.Евреиновым в его книжке 1910 года ''Ропс. Критический очерк'', там же были помещены репродукции, которые получили затем своеобразное переосмысление в разных произведениях Хлебникова.

Таких находок и прочтений в книге множество. Читая книгу Хенрика Барана мы идем вместе с ним по творческой лаборатории поэта, раскрываем на нужных страницах объемистые фолианты и тощие брошюрки, календари, журналы и газеты, роемся в старинных открытках. Между прочим, книга Барана навела меня на мысль об экспозиции, посвященной Хлебникову. Она как раз должна состоять из такого рода собрания печатной продукции. Безбытный, никогда не имевший постоянного пристанища, поэт – в буквальном смысле шел по книгам к выстраиванию своей ''Единой книги''. И вот современный исследователь шаг за шагом повторяет этот путь. И только на первый взгляд может показаться, что это путь назад – к источникам. На самом деле – исследователь ступает вместе с поэтом, пытаясь угадать его следующее движение.

Пристальный взгляд исследователя обеспечен основательным знанием рукописного наследия поэта. Хенрик Баран постоянно работает с архивами и этой работе мы обязаны многими открытиями и прочтениями текстов Велимира. Часто это небольшие фрагменты, но при общей связанности всех текстов Хлебникова, в каждом фрагменте, как в капле, отражается весь макрокосм его творчества. Мы знаем, например, о грандиозных и иногда пугающих прозрениях поэта-историософа. Чего стоит хотя бы вот этот вопрос, печатно закрепленный в 1912 году: ''...не следует ли ждать в 1917 году падения государства?'' Сейчас Баран в одностраничной заметке ''Немного геополитики'' приводит ''отрывок из группы фрагментов, посвященных историческим вычислениям'':

В будущем России предстоит поединок с Америкой за Азию
Русский союз независимых государств
Балканские державы
Персия Сиам

К этому тексту можно добавить лишь напоминание, что Хлебников умер в 1922 году.

Характерно обычное для Хенрика Барана изящество, с которым он строит свои исследовательские тексты. Эта заметка начинается с цитаты из хлебниковской статьи ''Свояси'', написанной после того, как предсказание поэта на 1917 год сбылось. Там есть такая фраза: ''Конечно, этого мало, чтобы обратить на них внимание ученого мира'' (то есть на ''законы времени'', которыми занимался поэт). И заканчивается заметка приведенным выше отрывком, а вернее примечанием, ссылкой на архивную единицу хранения. Конечно, этого тоже мало, если следовать хлебниковской возможной иронии!

Хлебников видел исторический миг как проекцию. И это действительно не только для историософских построений, но и для всего творчества. В своей книге Баран представляет нам творчество поэта многоаспектно. В самом ее начале, в статье ''Поэтическая логика и поэтический алогизм Хлебникова'', он пишет: ''Пытаясь истолковать отдельные тексты, мы не должны забывать и о более общих проблемах, то есть о тех элементах поэтической системы и поэтического видения Хлебникова, которые находятся на достаточно высоком уровне обобщения, обеспечивают динамический взгляд на его творчество, обосновывают как постоянные, так и переменные аспекты его поэтики, помогающие нам понять своеобразие Хлебникова''.

Я полагаю, что читатели книги Хенрика Барана смогут убедиться в том, что автор последовательно придерживается именно такого, динамического взгляда.

Сергей Бирюков

Hosted by uCoz