На земле и в космосе
В Белграде
состоялась международная научная конференция
"Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Николая Федорова"
Напомню, что Николай Федорович
Федоров –
основоположник русской космической философии, оказавший воздействие на многих
своих современников, таких как Лев Толстой, Федор Достоевский, Владимир Соловьев,
на других крупнейших русских философов и писателей более позднего времени, например,
на Андрея Платонова. Обо всем этом лучше всего прочитать в многочисленных работах
Светланы Семеновой, которой принадлежит честь второго открытия Федорова. Еще
в 1982 году, во вполне советское время, ей удалось выпустить в издательстве
''Мысль'' том произведений философа, к сегодняшнему дню стараниями С.Семеновой
и ее дочери Анастасии Гачевой вышло уже четырехтомное собрание сочинений. Федоровские
конференции постоянно проходят в России. И вот впервые такая масштабная конференция
состоялась в Сербии.
Организовала ее профессор Корнелия Ичин, воспитанница легендарного русиста Миливое
Йoвановича, которую без преувеличения можно назвать княгиней сербской русистики.
Прекрасно, что эту инициативу поддержал Филологический факультет Белградского
университета (декан факультета –
профессор Ратко Нешкович).
В течение трех дней философы, литературоведы, языковеды, ученые-естественники
из Сербии, России, Польши, Германии, Израиля и Франции заинтересованно обсуждали
узловые моменты федоровского наследия.
При этом сама конференция была естественным образом вплавлена и в современную
всемирную ситуацию и в местную атмосферу. Мистическим образом моя первая поездка
в Белград совпала с чтением книги Ксении Голубович ''Сербские притчи'', подаренной
мне автором за неделю до полета, наиболее яркое из того, что мне доводилось
читать о сербах и Сербии на русском языке. У меня была возможность сравнить
свои впечатления с впечатлениями от чтения книги. И они во многом совпали, тем
более что мне удалось встретиться с некоторыми из героев книги. И главное –
с отцом Ксении.
А как раз тема отцов, тема предков, тема памяти –
центральная для философии Федорова. Космос понимался им как одушевленный и как
одушевляемый. Космическая философия на самом деле служит концентрации одушевленности
земного. Литература как уловитель космических энергий и как сосуд памяти, собирание
разомкнутых частиц прошлого, настоящего и будущего. Взаимодействие с другими
искусствами –
кино, живопись, графика. А также техниками –
радио, телевидение, интернет. Доклад, например, Владимира Хазана назывался ''Поэзия
как техника без машины (некоторые заметки о радиоволновости поэзии)''.
Перечисление всех докладов заняло бы слишком много места, поскольку их было
сорок! С текстами можно будет ознакомиться, когда выйдет сборник конференции,
а это должно быть скоро.
Сейчас же снова к центральной теме Федорова –
отцы и память. На конференции присутствовали живые примеры. Это внук и правнучка
замечательного мыслителя Владимира Кожевникова –
последователя и друга Николая Федорова, издателя его трудов. А также внук философа,
ученого, богослова П.А.Флоренского П.В.Флоренский.
Дмитрий и Александра Кожевниковы выступили как восстановители истории, которая
оказалась сохраненной благодаря семейной памятливости. П.В.Флоренский, носящий
имя деда, выступил как толкователь важнейших положений русской философии ХХ
века –
проективность (Федоров), пневматосфера (Флоренский), ноосфера (Вернадский).
Память как важнейший феномен бытия обнаруживала себя буквально на каждом перекрестке,
когда мы шли по городу и Бобан Чурич ярко повествовал о родном городе, отмечая
особенно его русское прошлое, т.е. 20-е-40-е годы ХХ века, когда Югославия приняла
поток русских беженцев. Память о них запечатлена в архитектуре Белграда (многие
здания были построены по проектам русских архитекторов). Или уже в финале конференции,
когда потомок русских эмигрантов Алексей Арсеньев водил нас по одному из центров
русской эмиграции –
городку Сремски Карловцы. И тут возникали имена Митрополита Антония (Храповицкого),
барона Врангеля (чья ставка находилась именно здесь) и мало кому известные имена
граждан Российской империи, нашедших упокоение на сербской земле. Алексей Арсеньев
всех помнит отнюдь не метафорически. Он проделал титаническую работу, многие
годы общаясь с теми, кто остался в живых, и описывая русские кладбища в Сербии,
восстанавливая могилы. Это было не обычной экскурсией, входящей в ''культурную
программу'' любой конференции, а живым подтверждением уместности федоровской
конференции именно здесь, в этом месте.
Точно так же необычен был вечер, построенный в Русском Доме Корнелией Ичин:
от музыки композитора-космиста Скрябина, исполненной пианистом Младеном Петровичем,
к слайд-фильму из семейного архива Кожевниковых, к немым фантастическим фильмам
начала прошлого века, разреженным чтением автора этих строк.
Сам зал Русского Дома напитан памятью. Казалось, что здесь еще сохраняются голоса
Бунина и Бальмонта, Гиппиус и Мережковского, Игоря Северянина и Федора Шаляпина...
В этом году как раз исполнилось 70 лет со дня открытия Дома. А сама идея создания
культурного организма под названием ''Русский дом'' оказывается была реализована
уже в 1903 году. Это был год кончины Н.Ф.Федорова.
Николай Федоров работал над обоснованием философии, которую называл ''философией
общего дела''. Конференция, прошедшая в Белграде, позволила приблизиться к пониманию
феномена этого выдающегося мыслителя.
Сергей Бирюков