Россия – Германия: Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2000. 512 с., ил.
В сборнике опубликованы доклады и сообщения научной конференции “Випперовские чтения – XXIX”, проведённой в ГМИИ им. А. С. Пушкина в мае 1996 года во время экспонирования выставки “Москва – Berlin / Берлин – Moskau” (05.03 – 30.06.1996).
Содержание:
М.А. Чегодаева
Гибель богов (Идея самообожения в контексте выставки
“Москва – Берлин”) 10
М.А. Бессонова
Открытие примитива в искусстве начала XX века
(От Уде к Вальдену) 19
Г.Ф. Коваленко
Александра Экстер и Германия
32
М.А. Изюмская
Немецкие дадаисты и Россия: Пути взаимодействия
51
А.В. Толстой
Сергей Шаршун и дадаисты в Берлине
63
Д.К. Бернштейн
К вопросу о творческом методе русского авангарда
(“Скамья” Татлина) 72
Н.П. Подземская
Берлин – Москва – Саратов: Перечитывая журнал
“Der Sturm” Херварта Вальдена 90
Ю.Я. Герчук
Начало творческой ксилографии в Германии и в России
(1910-1920) 104
А.А. Стригалев
Русские художники на немецких художественных выставках
1910-х – начала 1920-х годов 117
И.А. Азизян
Экспонент № 13 Международной выставки искусства
книги в Лейпциге 1927 года 144
А.Н. Лаврентьев
Фотоавангард России и Германии
167
Ю.Н. Давыдов
Поздний Г. Зиммель и ранний М. Бахтин
(Предыстория проблемы диалога) 180
Б.М. Соколов
Поэтический альбом В.В. Кандинского “Звуки”/“Klänge”
и проблема культурного двуязычия 208
О.А. Клинг
“Берлинский текст” Андрея Белого (В сопоставлении
со “Степным волком” Германа Гессе в конце статьи)
243
С.О. Хан-Магомедов
О постконструктивизме в архитектуре 1930-х годов
(В поисках термина и концепции формообразования)
261
А.В. Иконников
Утопия в архитектуре между двумя мировыми войнами
273
И.Н. Духан
Становление утопического пространства в архитектуре
XX века 295
Б. Шульц
“Особый случай” или логика развития? Нацистская
и сталинская архитектура в историческом контексте 323
Ю.П. Маркин
Скульптура Третьего рейха (1933 – 1945): Типология
видов, иконография, ведущие мастера 336
Е.С. Хохлова
Кино Германии в России 20-х годов
350
М.И. Туровская
Кино тоталитарной эпохи
358
К.К. Искольдская
Последний экспонат (Эскиз П. Галаджева к
неосуществленному фильму Л. Кулешова “Инженер Сергеев”)
374
Л.К. Козлов
Эйзенштейн и Брехт (Некоторые сопоставления)
380
Г.В. Макарова
Сергей Третьяков и Бертольт Брехт: От экспрессионизма
к новой вещественности 392
В.Ф. Колязин
Мейерхольд и творцы эпического театра
405
Н.Р. Болотова
Берлинские гастроли Театра им. Мейерхольда 1930
года 418
С.Г. Зверева
Музыкальный монумент Первой мировой войне (“Братское
поминовение” А.Д. Кастальского) 424
Е.М. Тараканова
Германия – Россия: Оперные премьеры 20-х годов
440
М.Л. Пряшникова
И. Добровейн – пропагандист русской музыки в Германии
449
Т.Н. Левая
Пауль Хиндемит и советская музыка
460
И.А. Барсова
Миф о Москве-столице (1920-е – 1930-е годы)
468
Н.Л. Адаскина
О двух пониманиях классики в советской художественной культуре
481
К.Г. Богемская
Самодеятельность в советском тоталитарном искусстве
496
Именной указатель 506