Главная страница

Исследования об авангарде

Тексты авангардистов

Авангардоведческая библиография

Стихи авангардистов, воспоминания

Ссылки на ресурсы, посвящённые авангарду

Сайт награждён Отметиной им. отца русского футуризма Д.Д.Бурлюка

Поиск по сайту

Подписка на информацию об обновлениях на "Поэзии авангарда"

Авторы сайта

Контакт

 

Miscellanea

 

28 ноября 2005 года в малом конференц-зале Библиотеки-фонда "Русское зарубежье" состялся вечер-чтение "Языки и тексты".

 

Докладчики – Владимир Фещенко ("Авангард как искусство и как наука: взгляд лингвиста") и Никита Сироткин ("Тотальность семиотического знака").

 

Фещенко Владимир Валентинович

СТАТУС ЯЗЫКА В АВАНГАРДНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ
(НАУЧНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАУКА)
Тезисы

В настоящий момент пересечение учения о языке с учением об искусстве приобретает совершенно особую актуальность и новые перспективы. Эта новизна связана, на наш взгляд, с обращением к пограничным, радикальным формам человеческого творчества, а именно с авангардным опытом в искусстве, науке и жизнетворчестве. В лингвопоэтическом эксперименте как особом случае реализации языка все традиционные проблемы лингвистического знания оказываются заостренными до предела. Это значит, что в художественном эксперименте активизируются наиболее глубинные процессы бытования языка, его онтология, гносеология и эстетика. Лингвопоэтический эксперимент позволяет осмыслить такие горячие для современной науки явления, как границы языка и мышления, взаимодействие различных подъязыков в едином языке культуры, а также возможность создания единого поля исследований языка науки и языка искусства.
Первые десятилетия ХХ в. в России и за рубежом ознаменовали приход "эпохи авангарда". Прежде всего, имеется в виду новаторское движение в искусстве, нас же в данном случае интересует языковое новаторство в области словесного творчества. Авангардность как таковая связывается с любыми формами экспериментального поиска путей творчества. Закономерно поэтому включать в сферу авангарда не только чисто художественные феномены, но и различные модификации научного поиска. Так, поэтическому авангарду 1910-30-х гг. сопутствовал эксперимент в научной поэтике, художественной науке и языкознании.
Суть предлагаемой нами концепции можно свести к трем главным положениям, соответствующим трем ключевым понятиям:
1. Понятие "языка как творчества". Мы утверждаем, что возникшие на рубеже 19-20 вв. лингвофилософские концепции, рассматривающие язык как творческий процесс, во многом предопределили не только "языковой поворот" в философии и становление лингвистической поэтики в ХХ в., но и пути художественных исканий в новаторской литературе первой половины 20 столетия. Язык стал осознаваться как, во-первых, действенный инструмент художественного и научного творчества; во-вторых, как объект и материал художественного творчества. В области словотворчества эта установка лучше всего выражается формулой Хлебникова "Слово
пяльцы, слово лен, слово ткань".
2. Понятие "языкового эксперимента". На волне сближения методов науки и искусства в начале 20 в. возникает проблематика эксперимента в эстетике, стилистике, поэтике и лингвистике. Эксперимент выступает как принцип опытной, целенаправленной обработки материала (в данном случае - языкового материала), смыкаясь по своим формальным и функциональным признаком с художественным экспериментом в поэзии и прозе. Языковой эксперимент определяется нами как языковая деятельность по исследованию возможностей языка, при этом как эстетических возможностей, так и эвристических. Среди сущностных свойств языкового эксперимента мы выделяем: доминирующее значение рефлексивной и метаязыковой функции язык в процессе словесного творчества; тенденцию к синтезу разных видов искусства и соответственно интермедиальную природу языковой креативности; а также проекцию языкотворчества на мир, предельное сближение текста и контекста.
3. Понятие "новой семиотики". В результате анализа авангардных методов языкового творчества мы приходим к выводу, что языковой эксперимент нацелен на создание не просто новой поэтики, новой эстетики или новой эвристики, но и новой семиотики. В результате семиотической революции переосмысляются все базовые параметры семиозиса: синтактика, семантика и прагматика. При этом активная, динамическая позиция автора в авангардном творчестве определяет преобладание прагматической координаты. Прагматический фактор выражается в особом отношении автора к языку, творца
к творимым знакам. Таким образом, прагматика реализуется в языковом эксперименте не столько как воздействие на получателя-адресата, сколько как обращенность на самого отправителя-субъекта.

 

Никита Сироткин

ТОТАЛЬНОСТЬ СЕМИОТИЧЕСКОГО ЗНАКА
Тезисы

Авангардистское искусство можно рассматривать как перелом в семиотической эволюции европейской культуры (в том, как в ней функционируют и осознаются семиотические механизмы). Поскольку перелом произошёл не только в искусстве, а затронул и общественное сознание, и политику, и быт, и науку и т.д., закономерно искать параллели семиотическому перевороту авангардистов в других семиотических сферах.

Яркий и интересный образец таких параллелей – семиотика американского мыслителя и логика Ч. С. Пирса. Одна из центральных мыслей его учения о знаках - концепция "хабитуса", которым в идеале должна закончиться интерпретация любого знака. Хабитус – это практическое действие или даже привычка действовать определённым образом.

Когда говорят, что переворот в культуре, который был осмыслен авангардистами, отразился и в быту, это значит, что новые семиотические механизмы, возникшие в ходе эволюции семиозиса, требуют интерпретацию именно такого рода – хабитус.

Сегодня эстетическое действие очень часто спаяно с практическим (тенденция к вовлечению реципиента в процесс реализации эстетического акта), но интереснее то, что почти любое практическое действие в сфере культуры – я говорю о политике, рекламе, искусстве и т. д. – мы сегодня можем осознать как семиотическое.

Возросшая роль рекламы в нынешней ситуации – подтверждение значимости этого обстоятельства. Речь идёт в первую очередь не о том, что изменилась общественная жизнь, а о том, что изменились связанные с ней (семиотические) представления: если любое действие является семиотическим актом, то оно должно подчиняться не внесемиотическим (например, моральным или эстетическим), а семиотическим законам. Всё труднее видеть за знаками их объекты – в науке уже давно, в жизни – в последнее время.

С другой стороны, такая экспансия семиотики ведёт к разрушению семиотики. Семиотическая рефлексия становится сомнительным занятием, потому что гораздо более впечатляющие результаты достигаются в области семиотического действия (например, в рекламе), которое может и не основываться на эксплицитных теоретических установках.

Может быть, такая ситуация – свидетельство падения семиотики как науки и торжества семиотики как практики? Но освободившись из плена внеязыковых законов (рубеж веков – гибель богов), мы становимся заложниками семиотических законов – более внятных, но потому и более строгих, и менее человечных.

Hosted by uCoz