28 ноября 2005 года в малом конференц-зале
Библиотеки-фонда "Русское зарубежье" состялся
вечер-чтение "Языки и тексты". Докладчики – Владимир
Фещенко ("Авангард как искусство и как наука: взгляд лингвиста")
и Никита Сироткин ("Тотальность семиотического
знака"). Фещенко Владимир Валентинович В настоящий момент пересечение
учения о языке с учением об искусстве приобретает совершенно особую актуальность
и новые перспективы. Эта новизна связана, на наш взгляд, с обращением к пограничным,
радикальным формам человеческого творчества, а именно –
с авангардным опытом в искусстве, науке и жизнетворчестве. В лингвопоэтическом
эксперименте как особом случае реализации языка все традиционные проблемы лингвистического
знания оказываются заостренными до предела. Это значит, что в художественном
эксперименте активизируются наиболее глубинные процессы бытования языка, его
онтология, гносеология и эстетика. Лингвопоэтический эксперимент позволяет осмыслить
такие горячие для современной науки явления, как границы языка и мышления, взаимодействие
различных подъязыков в едином языке культуры, а также возможность создания единого
поля исследований языка науки и языка искусства. Никита Сироткин ТОТАЛЬНОСТЬ СЕМИОТИЧЕСКОГО
ЗНАКА Авангардистское искусство
можно рассматривать как перелом в семиотической эволюции европейской культуры
(в том, как в ней функционируют и осознаются семиотические механизмы). Поскольку
перелом произошёл не только в искусстве, а затронул и общественное сознание,
и политику, и быт, и науку и т.д., закономерно искать параллели семиотическому
перевороту авангардистов в других семиотических сферах. Яркий и интересный образец
таких параллелей – семиотика американского мыслителя и логика Ч. С. Пирса. Одна
из центральных мыслей его учения о знаках - концепция "хабитуса",
которым в идеале должна закончиться интерпретация любого знака. Хабитус – это
практическое действие или даже привычка действовать определённым образом. Когда говорят, что переворот
в культуре, который был осмыслен авангардистами, отразился и в быту, это значит,
что новые семиотические механизмы, возникшие в ходе эволюции семиозиса, требуют
интерпретацию именно такого рода – хабитус. Сегодня эстетическое действие
очень часто спаяно с практическим (тенденция к вовлечению реципиента в процесс
реализации эстетического акта), но интереснее то, что почти любое практическое
действие в сфере культуры – я говорю о политике, рекламе, искусстве и т. д.
– мы сегодня можем осознать как семиотическое. Возросшая роль рекламы в
нынешней ситуации – подтверждение значимости этого обстоятельства. Речь идёт
в первую очередь не о том, что изменилась общественная жизнь, а о том, что изменились
связанные с ней (семиотические) представления: если любое действие является
семиотическим актом, то оно должно подчиняться не внесемиотическим (например,
моральным или эстетическим), а семиотическим законам. Всё труднее видеть за
знаками их объекты – в науке уже давно, в жизни – в последнее время. С другой стороны, такая
экспансия семиотики ведёт к разрушению семиотики. Семиотическая рефлексия становится
сомнительным занятием, потому что гораздо более впечатляющие результаты достигаются
в области семиотического действия (например, в рекламе), которое может и не
основываться на эксплицитных теоретических установках. Может быть, такая ситуация
– свидетельство падения семиотики как науки и торжества семиотики как практики?
Но освободившись из плена внеязыковых законов (рубеж веков – гибель богов),
мы становимся заложниками семиотических законов – более внятных, но потому и
более строгих, и менее человечных.
СТАТУС ЯЗЫКА В АВАНГАРДНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ
(НАУЧНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАУКА)
Тезисы
Первые десятилетия ХХ в. в России и за рубежом ознаменовали приход "эпохи
авангарда". Прежде всего, имеется в виду новаторское движение в искусстве,
нас же в данном случае интересует языковое новаторство в области словесного
творчества. Авангардность как таковая связывается с любыми формами экспериментального
поиска путей творчества. Закономерно поэтому включать в сферу авангарда не только
чисто художественные феномены, но и различные модификации научного поиска. Так,
поэтическому авангарду 1910-30-х гг. сопутствовал эксперимент в научной поэтике,
художественной науке и языкознании.
Суть предлагаемой нами концепции можно свести к трем главным положениям, соответствующим
трем ключевым понятиям:
1. Понятие "языка как творчества". Мы утверждаем, что возникшие
на рубеже 19-20 вв. лингвофилософские концепции, рассматривающие язык как творческий
процесс, во многом предопределили не только "языковой поворот" в философии
и становление лингвистической поэтики в ХХ в., но и пути художественных исканий
в новаторской литературе первой половины 20 столетия. Язык стал осознаваться
как, во-первых, действенный инструмент художественного и научного творчества;
во-вторых, как объект и материал художественного творчества. В области словотворчества
эта установка лучше всего выражается формулой Хлебникова "Слово –
пяльцы, слово –
лен, слово –
ткань".
2. Понятие "языкового эксперимента". На волне сближения методов
науки и искусства в начале 20 в. возникает проблематика эксперимента в эстетике,
стилистике, поэтике и лингвистике. Эксперимент выступает как принцип опытной,
целенаправленной обработки материала (в данном случае - языкового материала),
смыкаясь по своим формальным и функциональным признаком с художественным экспериментом
в поэзии и прозе. Языковой эксперимент определяется нами как языковая деятельность
по исследованию возможностей языка, при этом как эстетических возможностей,
так и эвристических. Среди сущностных свойств языкового эксперимента мы выделяем:
доминирующее значение рефлексивной и метаязыковой функции язык в процессе словесного
творчества; тенденцию к синтезу разных видов искусства и соответственно интермедиальную
природу языковой креативности; а также проекцию языкотворчества на мир, предельное
сближение текста и контекста.
3. Понятие "новой семиотики". В результате анализа авангардных
методов языкового творчества мы приходим к выводу, что языковой эксперимент
нацелен на создание не просто новой поэтики, новой эстетики или новой эвристики,
но и новой семиотики. В результате семиотической революции переосмысляются все
базовые параметры семиозиса: синтактика, семантика и прагматика. При этом активная,
динамическая позиция автора в авангардном творчестве определяет преобладание
прагматической координаты. Прагматический фактор выражается в особом отношении
автора к языку, творца –
к творимым знакам. Таким образом, прагматика реализуется в языковом эксперименте
не столько как воздействие на получателя-адресата, сколько как обращенность
на самого отправителя-субъекта.
Тезисы